Понравилась статья:
Закономерности восприятия: на каких эффектах построены ТV-сериалы?..
Актриса Вероника Кастро стала в России третьим человеком по популярности в 1991 году, уступив только Ельцину и Руцкому.
Рассказывает кинокритик Д.Б. Дондурей: "... в информационном обществе самыми массовыми продуктами потребления являются две вещи: новости и сериалы. Новости — чтобы понять, что мы живы, а сериалы — чтобы понять, зачем мы живем. Почему все началось с латиноамериканского «мыла»? Потому что благодаря сериалам наш народ в те годы, условно говоря, оказался на кушетке у психотерапевта. Так он отходил от реальности за окном, которую не понимал и боялся. Правда, психотерапевты из Мехико не столько лечили, сколько заговаривали наших зрителей, чтобы они на себя руки не наложили. Бразильское и мексиканское «мыло» помогло стране не сойти с ума и избежать гражданской войны. Потому что главный месседж этих сериалов был в сущности спасительным для тогдашнего осиротевшего зрителя: добродетели по-прежнему есть место в жизни, жизнь проста и прекрасна, все люди делятся на честных и злодеев, и зло в конечном счете будет наказано. Это были очень дешевые сериалы — компания «Телевисса» одну серию снимала за день, каждая обходилась нашему ТВ всего в 1500$. Но у этих сериалов было бесценное достоинство: они все были про благородных героев. Таким образом, бразильские и прочие персонажи невольно приняли эстафетную палочку из рук Тихонова — Штирлица, у героев Баталова и Никулина...
Но уровень!.. Сериал же в принципе рассчитан на интеллект ребенка, это же уровень книжки-раскраски!
— Ну и что? Гораздо важнее оказалось то, что «мыло» проповедовало все те же гуманистические ценности! А кому этим было еще заниматься? Интеллигенция в те годы самоустранилась от продвижения новых ценностей — она умела только стенать и взывать, — и тут же с наслаждением стала рассказывать о том, что новая жизнь бесчестна и аморальна.
В результате в обществе произошла полная дезинтеграция, потеря моделей, образов будущего. Люди могут жить как угодно плохо, но они не могут жить без мечты, без надежды. И они нашли эту надежду в зарубежном сериале, который заменил собой отечественное кино. Открою вам тайну — абсолютное большинство людей в мире, процентов 96, не понимают искусства. Для них художественная культура — это такое развлечение, они воспринимают и кино, и сериалы одинаково, как... жизнь.
Словом, сериал оказался не худшим заменителем кино...
— В том-то и дело, что сериал оказался лучше! Ведь сериал был длинный, как жизнь. Актриса Вероника Кастро стала в России третьим человеком по популярности в 1991 году, уступив только Ельцину и Руцкому. Это можно объяснить не столько новизной жанра, сколько тем, что ее героиня Марианна — потрясающе хороший и благородный человек! Она была морально «не хуже» Штирлица, понимаете? И в 91-м году, когда люди копили деньги на картошку, она была единственным человеком в телевизоре, который утверждал:
а) в любых обстоятельствах важно оставаться хорошим человеком;
б) за перенесенные страдания ты обязательно будешь вознагражден, все закончится хорошо!
Это, по сути, было проповедничество — отсюда и такое отношение к Веронике Кастро в России, сравнимое чуть ли не с почитанием святых... Сериал тогда и был настоящей религией. [...]
По-прежнему отечественные сериалы не дают ответа на главный вопрос: как устроена ЭТА жизнь? Капитализм на дворе, но до сих пор нет ни одного сериала, в котором герои бы РАБОТАЛИ. Ни в одном сериале до сих пор не было четко сформулировано, что частная собственность — это навсегда! До сих пор нет ни одного сериала, где герои были бы успешными, много вкалывающими людьми! Даже ужас тоталитаризма в сериалах до сих пор не поколеблен. Даже в лучших наших сериалах нет установки на позитивное отношение к современной жизни. Только культ насилия. [...] .. их главная установка такова: «Наше будущее — в прошлом». Это бесперспективно. Будущее — в будущем, прошлое способно быть только подпоркой, но никак не основой для новых мифов! Любой западный сериал в первую очередь представляет зрителю модели нынешней или предстоящей жизни, но никак не прошлой! Не обязательно «хорошей», нет — там может быть любое количество злодеев и испытаний, — но всегда должна быть НАДЕЖДА! Голливуд потому обладает такой силой, что он продает надежду. И успех. Вот вещи, которыми «торгуют» западные сериалы. А наши «торгуют» только прошлым. Если все сегодня так плохо, как бы говорят эти сериалы, зачем думать о будущем, давай думать о прошлом... и гордиться им! Прекрасные исторические сериалы, увы, не дают миллионам людей моложе 35 лет объяснения того, как жить сегодня, в семь часов вечера. При этом есть масса волнующих современного человека тем — как вести себя с работодателем, с женщиной, которая богаче тебя, как не сойти с ума от имущественного неравенства?"
Дондурей Д.Б., Наши сериалы предлагают жить вчера (интервью), журнал "Огонек", 2004 г., N 45, c. 14-15.
оригинал статьи